«Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю,
воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
А. Маркушевич
В соответствии с планом методической работы на 2023-2024 учебный год, на основании приказа №СЕНЛ-13-155/4 от 11.03.2024 года «О проведении предметной декады учителей кафедры математики и информационных технологий» в период с 13 марта по 23 марта 2024 года в лицее проходила декада математики, информатики.
Цель проведения: формирование познавательного интереса к учебным предметам математика, информатика, расширение кругозора, активизации мыслительной деятельности учащихся и повышения профессиональной компетентности учителей математики и информатики.
Проведению декады математики и информатики предшествовала подготовительная работа.
Для её проведения использовались различные формы: игры, викторины, конкурсы, выставки творческих работ, турниры, ринги.
В подготовке и проведении декады участвовали учителя математики: Холявко Алла Николаевна, Старостина Ольга Ивановна, Ромадановская Юлия Алексеевна, Третьякова Татьяна Викторовна, Мубаракшина Елена Игоревна, Бикбердина Клара Мутигуловна, Лешукова Алена Николаевна, Шкиряк Маргарита Юрьевна и учителя информатики: Бронникова Анастасия Александровна, Лавелина Наталья Николаевна, Хибатуллина Гульнара Мансуровна, Сагиндикова Асиет Ералиевна, Зиятдинова Татьяна Леонидовна. Для всех классов с 5 по 11 прошли традиционные мероприятия декады, в которых был реализован главный принцип: проигравших нет, есть только победители – те, кто участвует, знает и открывает для себя новое в точных науках. Любой учащийся с 5 по 11 класс мог попробовать свои силы в различных видах деятельности: мастерить, фантазировать, подбирать материал к выпуску газет, рисовать, придумывать и разгадывать свои и чужие задачи, кроссворды, ребусы, готовить и выступать с сообщениями и презентациями на уроках математики и информатики. При планировании и разработке мероприятий, учителя кафедры старались учитывать разную математическую и информационную подготовку, так как преследовали цель привлечь и заинтересовать как можно больше учащихся.
В рамках декады с обучающимися были проведены следующие мероприятия:
Дата |
Место проведения |
Название мероприятия |
Класс |
Форма |
ФИО педагога, ответственного за мероприятие |
13.03.2024 |
Энергетиков, 51 Просвещения, 50 |
Радиолинейка посвященная открытию декады математики и информатики |
Для всего лицея |
Очная |
Старший корпус – Третьякова Т.В.. Младший корпус – Холявко А.Н. |
13.03.2024 |
Энергетиков 51, кабинеты 305, 307 |
Соревнования по судоку |
7, 8 классы |
Очная |
Лешукова А. Н., Шкиряк М. Ю. |
14.03.2024 |
Просвещения, 50 кабинет 309 |
Викторина «Знаешь ли ты историю математики» |
6 классы |
Очная |
Холявко А.Н. |
14.03.2024 |
Энергетиков 51 |
Турнир по устному счету |
9 классы |
Очная |
Третьякова Т.В. |
18.03.2024 |
Энергетиков, 51, кабинеты 302, 303 |
Digital-диктант «Единицы измерения» |
7 классы |
Очная |
Сагиндикова А.Е. Лавелина Н.Н. Зиятдинова Т.Л. |
19.03.2024 |
Энергетиков 51, кабинеты 305, 307 |
Игра «Счастливый случай» |
7, 8 классы |
Очная |
Лешукова А. Н., Шкиряк М. Ю. |
19.03.2024 |
Энергетиков, 51 Просвещения, 50 |
II тур олимпиады по математике Учи.ру |
1-9 классы |
Очная |
Третьякова Т. В. Лавелина Н. Н. Холявко А.Н. |
19.03.2024 |
Просвещения, 50 кабинет 309 |
Блицтурнир «Самый умный» |
6 классы |
Очная |
Холявко А.Н. |
19.03.2024 |
Энергетиков, 51 |
Блиц-Турнир по системам счисления |
8 классы |
Очная |
Сагиндикова А. Е. Лавелина Н. Н. |
20.03.2024 |
Энергетиков, 51 |
Командная игра «Математика и факты» |
11 классы |
Очная |
Бикбердина К.М. |
19.03-20.03 |
Просвещения, 50, кабинет 308 |
Математический ринг |
5 классы |
Очная |
Ромадановская Ю.А. |
21.03.2024 |
Просвещения, 50 |
Конкурс “Самый быстрый счетовод” |
5 классы |
Очная |
Ромадановская Ю.А. Старостина О.И. |
11.03-21.03 |
Энергетиков, 51, кабинеты 305, 307 |
Составление и решение кроссвордов |
7, 8 классы |
Очная |
Лешукова А. Н., Шкиряк М. Ю. |
11.03-21.03 |
Энергетиков, 51, кабинеты 305-307 |
Рубрика «Интересные факты о математике» |
7, 8 классы |
Очная |
Лешукова А. Н., Шкиряк М. Ю. |
11.03-21.03 |
Энергетиков, 51 кабинеты информатики |
Урок цифры по теме «Технологии тестирования» |
7-11 классы |
Очная |
Лавелина Н.Н. Сагиндикова А.Е. Хибатуллина Г.М. Бронникова А.А. Зиятдинова Т.Л. |
13.03-21.03 |
Энергетиков, 51, кабинеты 305, 307 |
Задачи одного дня |
7, 8 классы |
Очная |
Лешукова А. Н., Шкиряк М. Ю. |
22.03.2024 |
Энергетиков, 51 |
Турнир смекалистых |
10 классы |
Очная |
Мубаракшина Е.И. |
22.03.2024 |
Просвещение, 50 каб. 309 |
Игра «Кот в мешке» (математическая мозайка) |
6 классы |
Очная |
Холявко А.Н. |
13.03-22.03 |
Энергетиков, 51 |
Математические перемены |
10 классы |
Очная |
Мубаракшина Е.И. |
18.03-22.03 |
Энергетиков, 51 |
Конкурс по изготовлению геометрических фигур |
10 классы |
Очная |
Мубаракшина Е.И. |
18.03-22.03 |
Энергетиков, 51 |
Конкурс презентаций «Математика и природа» |
10 классы |
Очная |
Мубаракшина Е.И. |
18.03-22.03 |
Просвещение, 50 3 этаж |
Выставка творческих работ «Я – талант» (модели геометрических тел, оригами, рисунки и аппликации с математическим содержанием, математические стихи и сказки, составленные учащимися) |
5-6 классы |
Очная |
Холявко А.Н. Старостина О.И Ромадановская Ю.А. |
18.03-22.03 |
Просвещения, 50 |
Выставка “Математика глазами художников” |
5 классы |
Очная |
Ромадановская Ю.А. Старостина О.И. |
19.03-22.03 |
Просвещения, 50 каб. 309 |
Игры на переменах «Учусь играя» («Пятнашки», Танграм, игры со спичками, разгадывание ребусов и кроссвордов) |
6 классы |
Очная |
Холявко А.Н. |
23.03.2024 |
Энергетиков, 51 |
Турнир по математике |
9 классы |
Очная |
Третьякова Т.В. |
13.03-23.03 |
Просвещения, 50 3 этаж |
Оформление: на стенах и дверях кабинетов были развешаны плакаты с высказываниями великих людей о математике и ее важности для других наук |
6 классы |
Очная |
Холявко А.Н. |
13.03-23.03 |
Просвещения, 50 3 этаж |
Оформление стенда «Великие математики», с краткими заметками об их достижениях, с биографическими сведениями |
6 классы |
Очная |
Холявко А.Н. |
22.03.2024 |
Энергетиков, 51 Просвещения, 50 |
Радиолинейка посвященная закрытию декады математики и информатики |
Для всего лицея |
Очная |
Старший корпус – Шкиряк М.Ю. Младший корпус – Старостина О.И. |
Декада началась радиолинейками на обоих корпусах, на которых ребят погрузили в историю возникновения наук информатики и математики, рассказали о том, кто стоял у их истоков и о возможности принять участие в разнообразных мероприятиях.
Традиционно, в рамках декады, ребята с учителями оформляют рекреации, в которых расположены кабинеты математики и информатики. Газеты и листовки, выпущенные к проводимым событиям, были красочными, интересными, содержательными, в каждой из них прослеживались серьезный подход учащихся к подбору материала, нестандартность их мышления, проявление творческих способностей. Материалы газет носили научную, развлекательную, творческую, практическую направленность. В кабинетах математики были организованы выставки поделок: ребята своими руками из разного материала изготовили сложные геометрические фигуры, коллажи, оригами.
Краткое содержание некоторых мероприятий
В течение декады учащиеся 7-11 классов лицея под руководством учителей информатики приняли участие в уроке цифры по теме «Технологии тестирования». Это Всероссийский образовательный проект, в котором наши ребята участвуют ежегодно. В данном уроке у детей появилась прекрасная возможность услышать интересные и полезные ответы на такие вопросы, как «Как ловить ошибки в программном обеспечении?» и «Что такое тестирование и почему оно так важно?». На лекции опытного QA-инженера и автора-разработчика программы для автоматизированного тестирования в компании «1С» Леонида Паутова ребята узнали о различных аспектах тестирования, разновидностях и методиках, впечатлились его обширным опытом в этом направлении.
В рамках игрового тренажёра ребята побывали дома у героев Урока цифры, в магазине электроники и в ИТ-компании. Работая с тренажёром, учащиеся познакомились с видами тестирования (функциональное, юзабилити, нагрузочное и т.д.), а также приобрели важные навыки работы с различными цифровыми инструментами, получили сертификаты. Ребят очень увлек детективный сюжет тренажера.
Все уроки, организованные в рамках всероссийского образовательного проекта, направлены на развитие ключевых компетенций ребят в сфере цифровой экономики, а также на раннюю профориентацию учащихся в сфере информационных технологий.
Большинство ребят отмечают свой интерес к таким акциям и с нетерпением ждут следующего урока по теме «Путешествие в микровселенную: квантовые вычисления и медицина будущего», который пройдет в апреле 2024 года.
На параллели 7-х классов (учитель Лешукова А.Н.) проходили ежедневные соревнования: игра «Судоку», разгадывание кроссвордов по геометрии, решение логических задач, решение олимпиадных задач, соревнование по количеству пятерок в классе. Каждый день ребята зарабатывали баллы. По итогам соревнования:
- 1 место - 7В класс,
- 2 место - 7Д класс,
- 3 место - 7Б класс.
На заработанные баллы ребята выберут приз: «Урок без домашнего задания», «Урок без двоек», «Урок игра», Урок фильм».
В 7А классе прошла интеллектуально-развлекательная игра «Морской бой». Ребята повторили материал ВПР в игровой форме. Победители были награждены сертификатами «АНТИДВОЙКА».
Для учащихся 7 классов учителя информатики организовали Digital-диктант «Единицы измерения». Ребята соревновались как в индивидуальном, так и классном зачете. Лучше всех (быстрее и качественнее) справился с задачами на измерение информации ученик 7В класса Мискуев М. (100%; 9:58), второй результат у Сабировой А., ученицы 7Б класс (90%, 6:50), третье место заняла Расулова А., 7Б класс (90%, 9:35). Самым активным классом стал 7Б.
Cреди 8-классников прошел блиц-турнир «Системы счисления», по итогам которого 1 место занял Калинин Дмитрий (8 А класс); 2 место Гвоздева Мария (8 В класс); 3 место Лысенко Елизавета.
Под руководством учителя Мубаракшиной Е.И. среди учащихся 10-х классов проведены турниры смекалистых (ведущие Гренадерова С. 10-Б, Матаева Н. 10-В). Учащиеся подготовили занимательные задачи для решения на переменах. Учащимися Губиным Л. 10А, Гришиной Е. 10В выполнены презентации по теме: «Математика в природе». Многие десятиклассники изготовили модели геометрических фигур: правильные и полуправильные многогранники.
На параллели 11 классов учителем математики Бикбердиной К.М. были проведены:
- конкурс по решению головоломок Какуро в форме КТД,
- конкурс по решению задач на разрезание в форме КТД,
- командные игры в каждом классе «Математика и факты».
Ребята с интересом участвовали во всех конкурсах. Команды победителей были награждены сладкими призами.
Во время проведения декады учителями кафедры был организован Второй тур олимпиады (заключительный этап) Всероссийской олимпиады школьников «Олимпиада Учи.ру по математике для учеников 1–9 классов», организатором которой является Общество с ограниченной ответственностью «Учи.ру». Второй тур проводился для участников, показавших лучшие результаты в основном туре Олимпиады. Всего приняло участие 77 учеников:
Параллель |
Количество |
Сертификат участника |
Похвальная грамота |
Диплом победителя |
1 |
25 |
25 |
0 |
0 |
2 |
17 |
17 |
0 |
0 |
3 |
5 |
5 |
0 |
0 |
4 |
2 |
1 |
1 |
0 |
5 |
4 |
3 |
1 |
0 |
6 |
12 |
8 |
4 |
0 |
7 |
7 |
4 |
2 |
1 |
9 |
5 |
5 |
0 |
0 |
Итого: |
77 |
68 |
8 |
1 |
Предметная декада позволила школьникам познать себя, дала возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом она послужила развитию творческого мышления, умению делать умозаключения, воспитанию мотивации к учению у обучающихся. Педагоги кафедры повысили свою профессиональную компетентность. Так, например, в указанный период, большинство учителей кафедры посетили вебинары по актуальным темам, Зиятдинова Т.В., Лавелина Н.Н. и Лешукова А.Н. прошли обучение на КПК по теме «Функциональная грамотность: развиваем в средней и старшей школе» на платформе Яндекс учебник. Проведенные мероприятия насыщены богатым материалом, подобранным в соответствии с темой и возрастными особенностями детей, эстетически и грамотно оформлен. Учителя используют дополнительную литературу, не включенную в программу обучения.
Можно с уверенностью сказать, что предметная декада математики и информатики прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы всех учеников и учителей математики и информатики. Многие ребята делились впечатлениями и выражали свою любовь и интерес к наукам математика и информатика.
Анализируя итоги проведения декады, можно сделать следующие выводы:
- Предметная декада была проведена в указанные сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей.
- Проведение предметной декады соответствует развитию личностных качеств обучающихся, активизирует их мыслительную деятельность, способствует появлению у учащихся внутренних мотивов к обучению, самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, сближению учителя и ученика в образовательном поле.
- Проведенные мероприятия были интересны по форме и содержанию. Содержание заданий соответствовало изученному учащимися программному материалу. Все мероприятия были проведены на высоком методическом уровне, с использованием ИКТ, были направлены на приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности. Учащиеся проявили интерес и высокую активность.
- Основные цели и задачи декады достигнуты благодаря чёткому и своевременному планированию, а так же ответственному отношению всех членов кафедры к поставленным задачам.
Рекомендации:
- продолжить работу по созданию условий для развития познавательного интереса обучающихся к точным наукам и возможности для самореализации личности каждого школьника;
- продолжить работу по формированию ключевых компетентностей обучающихся и повышению их мотивации в учебно-воспитательном процессе;
- разместить материалы недели на сайте лицея;
- привлекать к подготовке и участию в мероприятиях декады все классы, поддерживать массовость участия во внеклассных мероприятиях.
Ссылка на фото-материалы https://cloud.mail.ru/public/tFsc/yBN9P68eM
Заведующая кафедрой математики и информационных технологий
Лавелина Наталья Николаевна, учителя кафедры